«Код произведения»

Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представляют проект Федоры Акимовой «Код произведения». Выставка проходит в рамках программы поддержки молодого искусства MMOMA.

В первом персональном музейном проекте Федоры Акимовой собраны работы последних нескольких лет, созданные в разных техниках: объекты, ручная вышивка, видео, живопись.

Магистральным исследовательским сюжетом выставки «Код произведения» становится отношение Природы и Культуры, а также место человека в этих двух больших системах. Отношение этих систем, их роль в становлении человека и динамическое взаимодействие на него проблематизированы в известной антитезе nature vs nurture (природа и воспитание), споре о соотношении врождённых и привитых навыков поведения.

Основным лейтмотивом в произведениях Акимовой становится работа с оптикой, постоянная перенастройка и калибровка нашей «оптической машины». Именно поэтому внимание художницы обращено к инструментам организации и дисциплины зрения: в работах Акимовой присутствуют эксперименты с зеркальной поверхностью, умноженные картинные рамы, игра с фокусирующимся объективами и проч. По этой же причине в экспозицию включены репродукции, в которых механически воспроизведены образы природы, а также рукотворные пейзажи, созданные самой художницей. Так, в серии объектов с ручной вышивкой рамы уподобляются видоискателям, в объективе которых просматриваются природные панорамы. Эти полуабстрактные ландшафты редуцированы до фундаментальных элементов пейзажа: земли, неба, линии горизонта.

В своих работах Акимова деконструирует не только природу, но и культуру. Так, в пространстве выставки присутствуют визуальные приметы классических пространств (театра или музея): французские шторы, балясины, элементы архитектурного декора; а в пяти маленьких видео-зарисовках художница исследует элементы музейной навигации и эргономики: сопроводительные тексты на стенах, систему климат-контроля, ограждения, стулья для смотрителей музея и пр.

В фокусе внимания художницы оказывается сопоставление двух «баз данных»: музея как собрания произведений искусства и леса как хранилища генной информации о биоразнообразии планеты. Так, в двух больших видео-работах расположенных на противоположных стенах, сопоставлен лес и музей. Обнаруживается их сходство не только как мест уединения (природного ретрита и «эрмитажа»), но и как двух вариантов архива. Вместе с тем Акимова ставит под вопрос одержимость современного человека архивацией, которая сегодня оборачивается не только консервацией прошлого, но и непрерывной фиксацией настоящего.

© 2021 Федора Акимова