Своими формальными качествами и силой поэтического воздействия работа Федоры Акимовой может напомнить известную инсталляцию Ханса Хааке «Синий парус» (1964–1965), в которой отрез шифона парит в воздухе и «дышит» словно живой организм. Так же как и Хааке Акимова не романтизирует первозданную природу. Наоборот, «Антиантроп» — это тревожное размышление о перспективе после или вне человека; приглашение вести разговор от «нулевого лица», если использовать термин философа Грэма Хармана, представителя т.н. «спекулятивного реализма». Вышитые вручную пейзажи на тюле — это миры, покинутые homo sapiens, а возможно и возникшие до его присутствия на этой планете; обесцвеченные игрушечные фигурки динозавров и животных — указание на некоторые результаты «иррационального» эволюционного творчества и напоминание, что человек — это лишь один из случайных и произвольных его продуктов.

Мерцание переливающихся «мембран» у Акимовой отсылает к фильму Алекса Гарленда «Аннигиляция» (2018). Согласно сюжету фильма и его литературной основы — одноименного романа пера ведущего представителя т.н. weird fiction Джеффа Вандермеера, во многом, так же как и Харман, вдохновлённого лавкрафтовскими ужасами — на землю была направлена сила, желающая спасти планету от надвигающейся экологической катастрофы, но в результате ошибки привела к завораживающим и пугающим генетическим мутациям: природа вышла из под контроля человека.

 

Ярослав Воловод

© 2021 Федора Акимова